Функциональность и эстетика в архитектуре

В эстетике классицизма XVIII века целесообразность формы считалась обязательной предпосылкой ее красоты. Но целесообразность и утилитарность не смешивались. Полагалось, что для того, чтобы целесообразную форму можно было назвать прекрасной, она должна подчиняться эстетическим требованиям и категориям.

Принцип функционалистов, считающих, что красиво то, что хорошо функционирует, отрицает красоту, предполагая, что она должна появиться автоматически, если функция решена хорошо. Но человек, обладая такой богатой и разнообразной психикой, не может относиться к своему дому без лиризма, только лишь, как к «машине для жилья». По словам Ле Корбюзье, архитектор должен приносить человеку не только пользу, но и радость. В массовом строительстве должны объединяться красота и утилитарность. В этом также нет противоречий для метода социалистического реализма, который рассматривает технические и функциональные вопросы в единстве с художественными.

Однотипные многократно повторяющиеся объекты недвижимости не могут вызвать положительных эмоций у человека, и, наоборот, чем облик здания уникальнее, тем оно более выразительное. Задача архитектора как раз и заключается в том, чтобы создать такой облик. Архитектору необходимо искать такие формы, которые не только отвечали бы динамике содержания, но и вызывали бы положительные эмоции у потребителя.

И в массовом, и в уникальном строительстве проявляются тенденции к обогащению фасадных решений. Эти тенденции выполняют не только эстетическую функцию, но и выполняют определенные функциональные и градостроительные требования. В то время, как композиционная идея имеет первостепенное значение для общего комплекса застройки, одним из наиболее важных средств, которые могут раскрыть уникальность этой идеи, является оформление фасада.